Борьба с тягой

Тяга

   «Страшно, что у меня эта необходимость выпить — очень часто ценой потери здоровья и жизни, уж в столько разных передряг по пьяни попадала, жуть…. и на тетураме, на таблетках пила, рожа краснела, сердце стучало, — и все равно пила дальше, знала уже, что дольше часа реакция длиться не будет. Да и аскорбинкой заранее запасаюсь, а что это все равно вредит здоровью, так по пьяни мне на это плевать. Это с утра. Потом пол-аптеки скупаю чтобы подлечиться».
Вот такой печальный рассказ об ужасном и очень часто встречающемся у нас явлении.

      Тяга…. что же это такое? Что за страшная, неведомая и неподвластная сила движет человеком? Как понять, осмыслить это удивительное явление?
Когда мы говорим о тяге, то необходимо для начала разобраться в сущности явления. Взять, допустим, тягу обусловленную физиологическими потребностями организма: это чувства голода, жажды. Они труднопреодолимы, не дают покоя, от них не отвяжешься, не отстанешь. Это и не удивительно: ведь затронуты жизненные потребности организма в пище и воде!
Теперь возьмём алкоголь и табак. Являются ли они жизненно необходимыми для человеческого организма? Ответ очевиден: отнюдь! Даже если у вас появилась потребность во введении этих веществ, она всё равно является противоестественной. А раз так, то и снимается она относительно легко: со всем посторонним, чуждым наш организм расстаётся быстро и без печали. Здесь сразу слышатся возражения: да как же так, да знаете ли вы, каково на самом деле… знаю, поверьте, не по наслышке.

  Вот возьмём для примера тягу к табаку. Она обычно бывает намного злее тяги к алкоголю, и тем не менее вы спите на протяжении многих часов, оставив её без удовлетворения. Известно множество примеров, когда самые заядлые курильщики напрочь забывают о табаке, оказавшись в условиях, где курение невозможно: к примеру, шахтёры в забое, или пилоты во время полёта. Присмотритесь повнимательнее к себе: много ли сигарет вы выкуриваете, оставшись дома в выходной день? И под влиянием чего вы принимаете решение взять очередную сигарету?

    А теперь в случае с алкоголем: гасите ли вы тягу приёмом небольших доз водки без закуски? А если используете что-то для подавления тошноты, то не задумывались ли вы: откуда эта тошнота берётся? Ведь если организм, по-вашему, нуждается в алкоголе, то почему он этот самый алкоголь отторгает?

  Беспристрастное рассмотрение показывает: нами движет не столько физическая потребность в алкогольно-табачных ядах, сколько множество взаимосвязанных причин совершенного иного рода. Коротко рассмотрим их, взяв для начала случай тяги с положительной чувственной окраской, то есть то, что обычно и принято в первую очередь понимать как тягу. Здесь механизм развития приступа тяги примерно таков: появившаяся мысль, чувственный образ или близкая возможность приобретения и употребления спиртного вызывает реакцию организма: поднимается артериальное давление, выделяется слюна, возникает какая-то внутренняя дрожь, беспокойство. Эта реакция физического тела, трепещущего перед встречей с новой порцией яда, перекрывается раздуваемым дьяволом ожиданием приятных ощущений, приносимых наркотиком в душу. Таким образом, физиологические проявления тяги являются на деле признаком «испуга» нашего физического тела, но совместно с вожделением они создают видимость всеохватной тяги: якобы весь организм желает получения дозы наркотика. Важной частью этого явления является страх перед наступающими мучениями. Именно он и ввергает вас в панику, толкает на любые шаги, лишь бы не допустить прихода расплаты за бывшее накануне удовольствие. А как её, этой самой расплаты, избегнуть? В наше ужасное время ответ знает теперь даже школьник: опохмелиться! То есть принять новую дозу спиртного, отодвигающую пресловутый бодун. Таким образом, налицо отсутствие настоящей потребности: вместо неё работают понятия и взгляды: страх, что мне сейчас будет (или уже) плохо, и стремление любой ценой эту дурноту снять, то есть главной целью здесь является уход от мучительного, дурного состояния, а так же самовнушение: «сейчас я похмелюсь и мне станет легче». Ничего общего с голодом или жаждой эта цель, согласитесь, не имеет.

  И вот вы принимаете небольшую дозу алкоголя, но легче вам не становится… Радуйтесь! Я не издеваюсь, а говорю совершенно серьёзно: если небольшие дозы алкоголя вам не помогают, это говорит об отсутствии у вас потребности в этиловом спирте, а вместо настоящей абстиненции вы испытываете лишь последствия отравления, не менее, впрочем, мучительные, чем абстиненция. А вот если 50 г водки или бутылочка пива облегчила вам жизнь, то это говорит о наличии уже настоящей, физической потребности в спирте. Здесь кроется отличие абстиненции в полном смысле этого слова от последствий отравления, упомянутого в предыдущем случае: настоящая абстиненция снимается повторным приёмом небольших доз алкоголя, в то время как при отсутствии потребности в спирте небольшие дозы не помогают. Но не всё так мрачно.
Физическая потребность в спирте не стойка и быстро угасает, к тому же надо особо выделить ряд случаев, когда при отсутствии потребности в спирте повторный его приём тем не менее облегчает состояние. Достигается это за счёт самовнушения, почву которому подготовили бытующие ложные понятия о необходимости снимать последствия отравления повторным самоотравлением: мол, похмелись – и полегчает. К великому сожалению, даже литературные классики немало здесь потрудились – вспомните хотя бы М. Булгакова, его незабвенное произведение «Мастер и Маргарита», где Воланд со всей характерной для дьявола лживостью обманывает несчастного Стёпу, советуя лечить подобное подобным, уверяя Лиходеева в якобы древнем происхождении этой «мудрости». Талантливо изображенная сцена опохмеления чётко впечатывается в сознание, оставляя глубокий след в виде твёрдого ложного убеждения, делающего впоследствии возможным и внушение облегчения. Как мы теперь видим, исчезновение похмелья в этом случае может быть вызвано не только и не столько приёмом небольшой дозы алкоголя, сколько самовнушением. И вот вы, будучи крепко уверены в том, что сейчас ваши мучения прекратятся, подносите к губам новую порцию спиртного….

   В фармакологии прекрасно известен эффект плацебо, когда больного сначала заверяют в даче якобы нового, экспериментального препарата обладающего невообразимым терапевтическим эффектом, но на самом деле дают ему пустышку, нейтральное вещество, — и во многих случаях плацебо срабатывает, наступает облегчение! Роль плацебо с успехом может исполнять и алкоголь, надо лишь крепко уверовать в его «исцеляющее» действие.

  Другая сторона явления. Очень часто под физическую потребность в спирте маскируются привычки, или говоря более научно, условные рефлексы. Подошедшее время года, традиционная атмосфера, окружение — всё это возбуждает годами выработанные и укоренившиеся привычки, что, в свою очередь, тянет за собой и биохимические изменения: организм готовится к алкогольной атаке. Часто это ощущается в виде непонятного беспокойства, чувстве потери, непонятной утраты, суетливости — примерно как в сказках: «пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что».

  Ещё одна сторона дела, более глубокая и труднее всего распознаваемая, но в то же время наиболее могущественная — это требование воплощения идеи потребления алкоголя. Она почти не осознаётся, поэтому описать её влияние очень сложно. Проявляет она себя в виде мимолётных мыслей, образов, воспоминаний, каких-то отдельных, выхваченных из тайников памяти картин или образов. Все они говорят об идущей в глубинах подсознания подрывной работе: идея давит на вас, требует своего воплощения. Отрывочные помыслы начинают мало помалу сменяться демагогическими построениями оправдывающими употребление алкоголя, и уж тут-то в дело идёт всё: от произведений искусства до «муха не в ту сторону полетела» (А.Карр). И вот вашем сознании выкристаллизовывается решение: «надо пойти взять…» и далее у кого что — пивка, беленькой, винца, наполеончика, шампусика, и т.д. и т.п. Принятие решения сопровождается внутренним подъёмом, возбуждением, ожиданием скорого наступления чего-то приятного и захватывающего. Тяга ли это? Отнюдь нет. Это, как уже было сказано, влияние идеи, в корне противоречащей вашим жизненным интересам. Вот взяли вы водочки или коньячка, а о закуске подумали? Есть? Ну, тогда хорошо, а если нет?

  Что же получается? Организм всеми силами отторгает вливаемый в него яд, и его надо суметь обмануть, заставить принять дозу яда. Так где же здесь тяга, где потребность? Можно ли сравнить этот случай с голодом или жаждой? Выходит, что на самом-то деле всё обстоит наоборот: вам алкоголь совершенно ни к чему, для вас он противен, отвратителен. Случаи со слабоалкогольными изделиями типа пива или шампанского более сложны, поскольку ядовитые свойства этанола оказываются здесь скрытыми низким его содержанием, но следующая за опьянением фаза не даст вам усомниться в ядовитости принятого накануне изделия. Это же явление может иметь и не столь явные формы, проявляясь в виде раздражительности, непоседливости, неясного недовольства всем и вся. Порой эта непонятная нервозность проявляется в виде телесных недугов, ставящих в тупик врачей: человек обращается с жалобами на боли в области сердца, живота, других внутренних органов, но объективные обследования не находят чего-либо определённого. Однако все эти неприятные ощущения легко исчезают после приёма спиртного или табака. Отсюда складывается ложное понятие о снятии стресса алкоголем, табаком, — человек методом «тыка» нашёл «лекарство». Но на самом деле алкоголь и табак вместо снятия чего-либо, напротив, порождают свои требования вгоняющие затем ещё дальше в западню: к требованиям программы потребления алкоголя и табака присоединяется наркотическая составляющая. Теперь приёмы ядов вызывают «успокоение» программы: неприятные ощущения исчезают, порождая тем самым видимость снятия стресса. Таким образом, в более тяжёлых случаях отказ претворения алкогольной идеи в жизнь может проявиться в разнообразных телесных расстройствах, изображающих серьёзные заболевания внутренних органов. Если такие «болезни» мгновенно излечиваются алкоголем, или хотя бы принятым решением об употреблении алкоголя — налицо явный обман вас алкогольной идеей.

   Ещё одной очень тягостной и мучительной стороной, тесно примыкающей к описанному выше, являются колебания настроения: то накатывает непонятная раздражительность, то напротив — упадок, тоска, при которой жизнь кажется серой, унылой, тусклой, и свет не мил, и глаза ни на что не глядят. Всё это так же является признаком оставленных без удовлетворения противоестественных потребностей. Чтобы понять их лживость, вспомните опять-таки состояние голода или жажды: сопровождаются ли они подобным эмоциональным фоном? И почему вы, прекрасно зная свойство алкоголя усиливать депрессию и тоску, вновь и вновь принимаете этот дешёвый обман?

  Другой неприятной и труднопреодолимой гранью являются различные психические атаки. Вот один из примеров:

   «…. страшно выходить на улицу, кажется все на меня смотрят, оценивают, и не в лучшую для меня сторону. Страх доходил до физических проявлений — сводило мышцы от напряжения, было трудно дышать, напряжение было огромным. И конечно алкоголь как мне тогда казалось, облегчал моё положение. После приёма дозы спиртного напряжение уходило и мне становилось наплевать кто там на меня смотрит, вроде появлялась уверенность в себе».
Здесь налицо дьявольское влияние на человеческую душу, именуемое в психиатрии идеей преследования, или особого отношения. Человеку кажется, будто даже незнакомые встречные хорошо осведомлены о творящемся в его душе, что все знают о бывшем накануне его дурном поведении , о мучающих его угрызениях совести и терзаниях, все молча осуждают его, будучи одновременно готовыми воздать ему по заслугам.  Такое состояние души очень тягостно, оно сопровождается подавленностью, тревогой и страхом. Смущённый рассудок мечется в поисках выхода из ужасной западни, и…. надо ли пояснять, какой «выход» ему предлагается?

   Но можно ли назвать данный случай тягой к алкоголю? Нет, здесь опять имеет место совершенно иное побуждение: уйти, любой ценой выйти из ужасного душевного состояния. В случае с алкоголем эти обманные впечатления очень нестойки, они не оказывают заметного влияния на внешнее поведение и быстро рассеиваются по мере ослабления прочих признаков отравления головного мозга этиловым спиртом.

   Это лишь некоторые стороны явления, принятого считать тягой. Как видим, структура его на самом деле совершенно иная, а в большинстве случаев биохимическая основа, или физическая потребность, отсутствует вовсе.
Ну так как же быть-то? Ведь рассуждать об этом  хорошо, а каково терпеть приступы тяги?  Давать  общеупотребительные советы по их преодолению весьма непросто, поскольку  дело здесь  очень  индивидуальное.  Оговоримся сразу, что верующим во Христа Православная Церковь даёт в этом отношении богатый набор средств, требующих отдельного описания. Немного  узнать о них можно из звукозаписей занятий по освобождению от алкогольно-табачной зависимости проводимых при одном из храмов:

 

 

Борьба с тягой к алкоголю и табаку

      Если вы почувствовали тягу, присмотритесь к себе внимательнее, задайтесь вопросом:

— Что происходит со мной?

— Что влияет на меня?

— Что действует на меня?

— Надо ли мне это?

     Далее перечислим некоторые средства, позволяющие снизить или совсем устранить тягу к алкоголю и табаку. Средства пригодны как для верующих, так и находящимся далеко от Церкви:

  1. Переключите внимание, займите свой внутренний мир чем-нибудь.  Прослушивание звукозаписей, просмотр видео, звонок близким, чтение книги — всё это может хорошо помочь Вам преодолеть приступ.
  2. Займите чем-нибудь свои руки. При борьбе с табачной тягой очень важно нагрузить работой мышцы лица и рта: семечки, конфеты, зубочистки, и тому подобные средства существенно облегчат Вам перенесение приступа тяги. В меньшей степени эти средства помогают против тяги к алкоголю.
  3. Встаньте, пройдитесь, подышите поглубже, выпейте холодной воды, умойтесь ею. В подходящих случаях примите холодный душ — этот приём помогает как в случае с табаком, так и с алкоголем.
  4. Если Вы поддерживаете зрение специальными упражнениями для глазодвигательных мышц, (см. kurs-zhdanov.ru ) проделайте эти упражнения. Данный приём так же помогает как против табака, так и против алкоголя.
  5. Против тяги к алкоголю Вам поможет хорошая, плотная еда. При отсутствии ограничений по здоровью включите сюда острые приправы, маринованные продукты, свежие овощи, лимон. Очень полезна красная рыба и морепродукты.

Теперь несколько слов о том, что может вызвать или усилить тягу:

  1. Тягу к табаку усиливает плотная еда, крепкий кофе, чай.
  2. Большинство психотропных средств способно вызвать или резко усилить тягу к табаку и алкоголю. Использование транквилизаторов, антидепрессантов и других успокаивающих или возбуждающих средств должно быть согласовано с врачом.
  3. Томительное ожидание усиливает тягу к табаку и алкоголю.
  4. Тяжёлые переживания способны вызвать тягу как к табаку, так и к алкоголю.
  5. Праздность и скука служат наилучшей почвой для возникновения тяги к алкоголю и табаку.

Напомним некоторые общие положения :

  1. Помните, что алкогольные мучения относительно легки. Относительно — это в отношении других наркотиков, к примеру опиатов: похмелье перед их ломкой — сущее ничто.
  2. Кратковременность. Даже в случае наличия физической потребности последняя быстро стихает при прекращении приёма алкоголя. Каждый трезвый час работает на вас — с каждым часом, с каждой минутой вам делается легче и легче.
  3. Как нас ни уверяли в советские годы, и сколько бы нас ни заверяли теперь в примате материи над духом – всё это заблуждения. Первичным оказывается сознание, дух — им подчиняется материя, в нашем случае — биохимия. Выше мы уже говорили об интересных свойствах тяги к табаку исчезать бесследно на довольно продолжительное время. Как показывает опыт работы по методу Шичко, наведение порядка в своём сознании удивительным образом ведёт к исчезновению тяги — этой, казалось бы, сугубо материальной составляющей явления. Как ни странным это  покажется на первый взгляд, но собственноручное письмо на бумаге серьёзно способствует  приведению в порядок биохимии организма! Отсюда и стратегию борьбы следует строить не столько на медикаментозных средствах, сколько на работе с сознанием. Здесь прекрасным примером преодоления даже куда более серьёзной, чем алкогольная, — табачной потребности, служит эффект от прочтения книг А. Карра.
  4. Основой любого явления — хоть происходящего в душе человека, хоть общественно-политического, является идея. Не будет идеи — не будет и её требований, не будет и никаких её проявлений. Сознательная трезвость — лучшее противоядие от алкогольной идеи, и последовательное от неё избавление освободит вас от всяких подобий тяги к алкоголю.

В заключение хочется пожелать страждущим скорого освобождения от ужасов, доставляемых употреблением алкоголя. Для этого напишите на бумаге несколько коротких предложений примерно такого вида:

  «Теперь я отлично вижу, как был(а) раньше обманут(а) ложными представлениями об алкоголе. На самом деле мне отвратителен ядовитый вкус и запах спирта. Я навсегда прекращаю травиться спиртным. У меня вполне достаточно сил для преодоления тяги к алкоголю, я уверенно и легко ломаю привычку употреблять спиртное».
Даже если это не совсем так, всё равно пишите примерно в таком ключе. Тем самым вы поставите себе задачу, наметите цель, к которой надо идти. Для письма лучше выбрать время, когда будете уставшими и вас потянет в сон, затем по завершении письма сразу же старайтесь заснуть. Ночью, во время сна, в глубинах вашей души начнётся таинственная работа по разрушению дьявольского механизма, неподвластного напрямую вашему разуму и воле. Однако для отражения внезапных приступов тяги пользуйтесь этим простым приёмом в любое время.  Подобным же образом поступайте и в случае с табаком. Здесь можно воспользоваться опытом известного футболиста Газзаева, описанного Н. Зиновьевым в книге «Как избавиться от табака и алкоголя». Футболист говорил себе, что тяга к табаку длится н более минуты, а минуту он всегда может перетерпеть, после чего Газзаев смотрел на секундную стрелку часов. По истечении минуты тяга стихала.  Этот хороший и простой приём мы подкрепим письменной постановкой задачи на преодоление тяги. В нашем случае она  будет выглядеть примерно так:

   «Я легко преодолеваю тягу к табаку. Тяга к табаку слаба и кратковременна, она длится одну минуту. Я легко выдерживаю минуту тяги, потому что хорошо знаю о её скором окончании. Я легко преодолеваю сложившиеся ранее привычки, связанные с потреблением табака. Теперь я свободен и тщательно берегу свою свободу.»

Проснувшись, перечитайте написанное Вами накануне, и потом, в случае появления малейших признаков тяги, немедленно приступайте к борьбе с ней.

  Есть и ещё один простой,  действенный, но трудновыполнимый приём борьбы: уединитесь и вслух прочитайте написанное вами, стоя перед зеркалом.  При всей кажущейся простоте это действие потребует от вас очень серьёзного внутреннего усилия, но  тяга  в таких случаях почти всегда мгновенно отступает. Если же чтение удаётся без серьёзных усилий, — здесь что-то не так. Скорее всего, вы относитесь к данному действию формально, делая его как бы «для галочки», без сосредоточенности и осмысления. В этом случае повторяйте чтение вслух ещё и ещё раз, глубоко вдумываясь в суть совершаемого вами действия.

   Подчеркнём, что в данном разделе  речь шла о неотложных мерах против внезапных приступов тяги. Изложенные приёмы преодоления полноценно работают лишь при полном использовании метода Шичко, и выполнения приведенных здесь советов  ещё недостаточно для полного обретения свободы.