Иерархия ценностей

                             Иерархия ценностей

Очень часто мы не можем разобраться в собственных убеждениях и чувствах. Нам кажется, будто мы вот такие-то (православные, националисты, патриоты), но наступают смутные времена, приходят испытания – и вдруг оказывается, что сердце наше прилежит совсем другому, такому, о чём не догадывались даже наши близкие. Ярким примером служит здесь 2014 год и последовавшие за ним события, повлекшие и необыкновенный подъём лучших наших чувств, и раскол, расторгнувший не только бывших соратников, но зачастую даже родственников.  Как случается подобное, почему происходят столь неожиданные повороты судьбы, при которых вчерашние русские националисты оказываются в одном строю с бандеровцами, а коммунисты готовы встать в одни колонны с либералами? В конце концов, какое отношение всё это имеет к трезвости?  Отношение здесь есть самое непосредственное, что и будет показано далее.

В начале 90-х довелось мне быть на одном очень полезном семинаре, проводимом лидерами патриотического движения с участием священноначалия. Там батюшка рассказывал об иерархии ценностей, о том, что лишь в серьёзных переделках выявляется, что человеку близко и дорого на самом деле. Говорил батюшка и о том, что человек во внешнем мире ищет  соответствующее наполнению его сердца. Именно содержание сердца человека определяет и его отношение к миру. Не то, что человек говорит о себе, и даже не то, что он думает о себе, а то, что есть у него на сердце – вот что на самом деле определяет наше отношение, вот что ложится в основу наших решений и наших поступков.
Так же были даны батюшкой и чрезвычайно важные разъяснения об иерархии ценностей. К примеру, взять геометрические символы и знаки. Среди них есть самые разные: крест, свастика, треугольники, различные звёзды. При всём их многообразии и неоднозначности, следует хорошо помнить, что для нас первоверховным и святым является Животворящий Крест Христов. Прочие знаки имеют свои значения и смыслы, они могут использоваться различными силами в целях, порой прямо противоположных друг другу, как это случилось, например, со  свастикой. Как же быть, как разобраться в такой сложной, запутанной картине?
Здесь надо вспомнить об иерархии ценностей, и всё сразу станет ясно: любой символ или знак, вознесённый выше Креста, приобретает сатанинское значение.
Подобным же образом надо относиться и к мыслям, идеям, взглядам, позициям. Если они становятся выше Евангелия, выше заповедей Божиих – их дьявольская суть несомненна. И напротив, будучи соподчинёнными воле Бога, согласными его заповедям, знаки, символы, идеи станут играть положительную роль, служить добру. Исключением являются, конечно, откровенные символы или идеи сатанизма типа трёх шестёрок, бафомета, атеизма, того, что скрывается сейчас под маской либерализма и тому подобные примеры.
Этим объясняется, в частности, использование свастики в иконографии. Как древний геометрический символ Вечности, она является выражением некоего таинственного коллективного бессознательного, каких-то мощных духовных сил, составляющих сокровенную часть мироздания. Но использование той же свастики с отвержением Животворящего Креста Господня привело ко второй мировой войне со всеми вытекающими последствиями.
Хорошим примером может служить здесь и советский период, когда атеисты пытались строить светлое будущее на Божиих заповедях, отвергая самого Бога. Чем это закончилось – известно: социалистический лагерь рухнул как карточный домик.
Теперь перейдём к нашей трезвости. Здесь дело выглядит так:

Какова наша жизненная иерархия ценностей? Что для нас самое важное?

Формальный ответ – трезвость.
Увы. Налицо плачевный результат смещения иерархии ценностей: трезвость превратилась в сверхценную идею, потеснив основные понятия: любви к Богу, к ближним, Веры, патриотизма.

«Ты за трезвость? Значит, ты наш…» — это очень плохой подход. Даже секулярные науки строго предостерегают от заключений, основанных лишь на одном каком-то признаке, тем более на таком формальном, как заявленные убеждения. Если поставить во главу угла трезвость, отвергнув главные жизненные ценности, то почётным членом АА придётся избрать…. Гитлера! Если очертя голову гнаться за трезвостью, думать о трезвости, и искать только одной трезвости и ничего более, то не останется русских, а обломки России будут поглощены массами трезвых мигрантов с юга… после чего, по злой иронии судьбы, возобладает вожделённая трезвость. Но нужно ли вам это? Согласны ли вы с таким раскладом?

А воздержанники (здесь, к сожалению, у нас терминологические недоработки: в Церкви есть добродетель воздержания от вина, что является сознательной трезвостью, а в методе Шичко под воздержанием понимается временный отказ от реализации алкогольной программы) итак, воздержанники лишь временно удерживаются от самоотравления спиртным, считая его нормой, к которой они может быть когда-нибудь вернутся. Зачастую такие мечты носят куда более конкретный характер: «вот подержусь ещё до Нового года, а там можно и по чуть-чуть….»  И уж во всяком случае воздержанники считают потребление алкоголя нормой для всех остальных, то есть они являются последователями алкогольной идеи, они по-прежнему порабощены ею, не взирая на своё воздержание от употребления спиртного.

В то же время сознательный трезвенник – это человек, вырвавшийся из плена алкогольной идеи, и ставший свободным от её влияния, потому что он отверг ложные, навязанные кем-то и ставшими обязательными для массового сознания, понятия.

Таким образом, воздержанник держится, а сознательный трезвенник пользуется свободой, он живёт естественной жизнью – ему не надо прилагать никаких усилий для того, чтобы быть самим собой.

На самом же деле трезвость является лишь одним из необходимых условий полноценной жизни. Условием необходимым и достаточным: без трезвости нормальная жизнь невозможна, но точно так же она сделается невозможной и при превращении трезвости в предмет поклонения, в идола.

Если же вернуться к общественно-политической стороне нашей жизни, то подобная иерархия ценностей изложена в книге В.Ельникова: «Рубежи Новороссии», в главе «Раздумья»:

«…как же быть с неминуемыми противоречиями разных мировоззрений, встреченных мною на жизненном пути? Вы наверное уже уловили некоторые из них? Как, например, совместить веру в Бога с элементами коммунистической идеологии? Чтобы не утонуть в этих риторических вопросах, буду предельно краток.  Я выстроил для себя жёсткий порядок ценностей и теперь всегда крепко держусь его, особенно в случаях, когда сталкиваюсь с неожиданными и необъяснимыми, не укладывающимися в привычные понятия, явлениями. Условно этот порядок можно выразить так:
Правда
Справедливость
Русский дух
Русский народ
Русская земля
Русское мировоззрение
Русское государство
Отсюда всё, что работает на благо перечисленных ценностей, должно быть мной поддержано и принято. И наоборот: всё, что враждебно этим ценностям, всё, что им чуждо, что несовместимо с ними по духу, смыслу, по  содержанию или происхождению,  всё это немедленно отметается мною прочь.»
Таким образом, правильная расстановка ценностей позволяет избежать грубых, а порой и трагических, ошибок.