Истоки двоедушия

Истоки двоедушия

      На человека всегда действует пример окружающих, и он невольно стремится им подражать, но с детьми всё происходит намного сильнее и глубже. Когда ребёнок вслед за взрослыми тянется к рюмке и ему говорят: «мал ещё», то тем самым ему закладывают крепкую, непоколебимую основу  питейного убеждения. Ведь какой вывод отсюда следует? Очень простой: употребление алкоголя – прерогатива взрослой жизни, значит, и право приёма спиртного служит признаком  взросления, возмужания, вхождения в самостоятельную жизнь. И если другие признаки взрослой жизни  требуют обучения, получения  навыков, как,  к примеру,  управление автомобилем, то в случае с табаком и алкоголем всё оказывается намного проще: ничему учиться не надо, необходимо лишь подрасти и  право на их употребление придёт само собой. Кроме того, употребление спиртного и табака обычно сопровождается пышными видами  тщеславия. Свою отрицательную роль здесь играют и огромное количество примеров из искусства, и укоренившиеся вредные понятия об измерении силы и здоровья количеством употреблённого спиртного: мол, чем больше человек может «принять на грудь», тем он крепче, здоровее. Здесь же находится множество и других ложных понятий о табаке и алкоголе.

     Тяжелы и нравственные пороки, влекомые  этим самым «мал ещё». Вы никогда не задумывались, откуда в нашей жизни столько лицемерия, обмана, двуличия?  А ведь всё начинается в детстве, когда ребёнку внушают необходимость употребления спиртного: вот подрастёшь, тогда  и будешь культурно, как все нормальные люди,  употреблять, а пока ты ещё мал, детям спиртного нельзя. С другой стороны  ребёнок узнаёт множество примеров ужасного воздействия алкоголя на человека, до него могут дойти сведения о ядовитости алкоголя, о его наркотических свойствах. Испытывает он и естественное, вполне обоснованное отвращение к пьяным и к употреблению спиртного взрослыми: вспомните себя в детстве, вспомните, как мы, будучи детьми, боялись пьяных, смеялись над ними, говорили, что сами никогда пить не будем…. Это была естественная защита детской души на откровенную угрозу, на опасность, подстерегающую впереди.

     Но… «мал ещё! Вот подрастёшь, тогда — …» — этот мощнейший программирующий приём оказывается сильнее очевидного, сильнее самых правильных слов о вреде алкоголя. Этот приём ломает те самые естественные защитные преграды, пока ещё только нравственные: ребёнок мало-помалу склоняется к принятию решения о будущем употреблении алкоголя и табака, и даётся  это после разрешения тяжёлого внутреннего противоречия, в попытках примирить непримиримое, совместить несовместимое.  Ребёнок получает урок двоедушия: так всё-таки плохое можно, только осторожно…

     Усвоив с детства уроки лицемерия, человек затем всю свою жизнь вынужден испытывать причиняемые таким двоедушием мучения: вот надо, к примеру, сделать так-то и так-то, пусть это и нечестно, и неправильно, но обстоятельства требуют, другого пути нет, ради интересов дела можно  и т.п.  Но ведь правду не утаишь, она, как известно, в огне не горит, в воде не тонет… Вот и неспокойна совесть, вот и тлеет в глубинах души нехороший огонёк неясного  переживания. В последствии этот огонёк может сыграть свою роль в наступлении уныния, разочарования жизнью, и психологам придётся потом долго доискиваться причин развившейся как бы ни с того ни с сего депрессии..

    В большинстве случаев эти  нравственные страдания не осознаются но душа при этом находится в положении неустойчивого равновесия: испытывая борьбу противоположных взглядов и понятий, она невольно обращается за помощью к внешнему миру за советом, подсказкой, поддержкой той или иной противоборствующей стороны её взглядов и убеждений. И тут поведение окружающих играет, как правило, решающую роль: для взрослого самостоятельного человека наблюдения примеров поведения других людей оказываются не менее важными, чем его собственные мысли и раздумья. Программирование, имевшее место в детском возрасте, укрепляется пропагандой потребления алкоголя и табака.  А уж если дело доходит  до прямых предложений со стороны близких, то устоять под таким напором становится уже совершенно невозможно: человек принимает вредное для него решение вопреки и здравому смыслу, и собственному опыту, и голосу совести…

   Однако перечисленное – это пока ещё не все «ягодки» выросших из плевел алкогольной идеи «цветочков».  Другим страшным плодом этого самого «мал ещё» становится возношение этилового спирта на пьедестал главных достоинств человеческой личности, и в итоге такого превозношения алкоголь до конца жизни становится неосознанным мерилом этих достоинств, одной из главных жизненных ценностей, эдаким тайным предметом почитания и поклонения.  Отсюда проистекает и ещё одно труднообъяснимое, но прекрасно известное  явление – так называемая алкогольная анозогнозия, при которой спивающийся наотрез отказывается признавать творящуюся с ним беду.

  Из приведённого выше вытекает необходимость укрепления трезвенных убеждений: они должны быть сильнее влияния окружающих, сильнее примеров их поведения и предложений с их стороны. Этого можно достичь путём целенаправленной работы по разоблачению той лжи, на которой покоится алкогольная идея. Её разоблачение ясно покажет, что обманывались не только мы с вами, но и подавляющее большинство вокруг нас. Ничего удивительного в  том, что большинство оказалось обманутым,  на самом деле нет: вспомните  советские годы, период 70-х – начала 80-х. Двухсотмиллионное население огромной страны,  за редкими исключениями, верило в непобедимость и несокрушимость СССР, но прошло совсем немного времени, и…

     И если бы дело на этом закончилось! Но через двадцать три года после крушения СССР перед нами разверзлась ещё более чудовищная картина на Украине, где нашим собратьям внушили уже не ошибочную коммунистическую идею, а наглую, злонамеренную ложь идеи националистической. Ложь, восставшую против исторической правды, ложь идущую против очевидного, ложь воюющую со здравым смыслом и трезвым рассудком.

    Примерно то же наблюдается у нас теперь и с алкогольно-табачной идеей: дело дошло до появления голосов некоторых  вполне образованных и грамотных представителей homo sapiens о допустимости поить детей вином, когда те умирают от голода (!), о возможности давать грудничкам пива чтоб те лучше спали (!!), о необходимости умения курить, не попадая при этом в зависимость от табака (!!!) Всё это является примерами работы новой всеохватной лжи о якобы допустимости алкоголя и табака в жизни человека.

   И кстати… сейчас, в 2017-м году, уровень алкоголизации,  табакокурения  и потребления других наркотиков на Украине чрезвычайно высок, что видно невооружённым глазом, безо всякой статистики…