Настрой на употребление алкоголя

НАСТРОЙ

   В структуре зависимости есть такая часть — настрой. Суть его заключается в определённой направленности нашей души, в наличии некоего вектора, задающего определённую линию поведения, в готовности следовать этой линии. Помните, как были устроены старые радиоприёмники? У них была ручка настройки, поворачивая которую можно было настроиться на нужную волну. Вот и в нашей душе тоже есть что-то подобное. Чтобы лучше пояснить эту сторону дела, представьте себе, что вам во время отпуска вдруг звонят с работы. Такой звонок  будет весьма неприятен,  даже если вопрос окажется совершенно пустяковым. Точно так же и на работе какое-то напоминание из дома, от семьи, будет скорее всего совершенно не к месту. Представьте к примеру судью, думающего над вынесением приговора, — и вдруг ему звонит ребёнок из школы: папа, а пойдём сегодня в зоомагазин, купим рыбок? Смущение, неудовольствие в таких случаях вызвано несоответствием настроя и поступающего извне импульса: сознание просто не готово к такому повороту, оно настроено на нечто совершенно иное.

    Настрой очень трудно осознать, заметить его наличие в себе, ведь он не проявляется столь явным образом как, к примеру, даёт знать о себе тяга. Но от этого коварство настроя лишь возрастает, потому что скрытое всегда намного опаснее явного.
Настрой на потребление алкоголя начинает складываться у нас ещё в раннем детстве, когда ребёнку, тянущемуся к рюмке, говорят: «мал ещё!».  Отсюда появляется совершенно чёткий, определённый настрой: как только подрасту, выпью первую рюмку, выкурю первую сигарету. Но хорошо ли мы осознаём наличие такого настроя? Почти нет… а ведь он сохраняется у нас годами, остаётся, не смотря на наш рост, развитие, на все усилия взрослых предостеречь нас от приобщения к табаку и алкоголю.
Теперь же настрой воссоздаётся и после ярких, образных сновидений, сюжетом которых является употребление спиртного или табака. Но и тут мы почти не замечаем его наяву: сам сон довольно скоро совершенно забывается, в то время как настрой остаётся ещё в течение нескольких дней.     В случае наступления других неблагоприятных для нас обстоятельств: допустим, возникновения провокационных ситуаций в которых раньше употребляли спиртное, жизненных неурядиц, либо напротив — удачи, успеха, настрой может сыграть свою пагубную роль — произойдёт срыв.
Настрой является относительно устойчивым явлением, и может сопровождать на протяжении всей жизни. Но с другой стороны, настрой весьма нестоек перед особого рода внешними влияниями, иногда он легко ломается под воздействием самых разнообразных внешних причин. Если сравнить настрой с другими частями зависимости — к примеру, с убеждениями, составляющими идейную часть, то на их фоне настрой вообще выглядит едва ли не чем-то временным. Рассмотрим некоторые примеры исчезновения настроя на потребление алкоголя и табака:

    «…С очередного жуткого похмелья полезла в интернет в поисках книжки Карра «Легкий способ бросить пить». Скачала, но сначала решила почитать в интернетах отзывы, и наткнулась на этот форум. Читала его недели две, используя  каждую свободную минуту, а Карра бросила на середине, потому что форум оказался интереснее и, лично для меня, полезнее. У меня буквально глаза на лоб лезли от наступающего отчётливого понимания того, насколько же всё у нас одинаково. Читала старые темы в разделе «Срыв» — как в зеркало смотрела, просто трясло от ужаса. В общем, с алкоголем — как отрезало. Выходила без лекарств: бухло-в-унитаз, чай-с-лимоном, квас, апельсиновый сок.»

   Здесь мы видим исчезновение настроя на потребление алкоголя под влиянием поступающих извне сведений. Первоначальным толчком послужило тяжёлое похмелье, сменившее питейный настрой на трезвенный. Такое случается не так уж редко, но подобные благие побуждения очень часто оканчиваются возвратом в пьяное прошлое, и происходят эти неудачи из-за нестойкости настроя как такового. Легко меняясь, трезвенный настрой оказывается  нестойким перед влиянием внешних и внутренних причин,  и как правило,  позднее он  незаметно вновь меняется на питейный. Нередко  прослеживается периодическое появление и угасание настроя на употребление спиртного. Неосознанный характер явления ставит человека в тупик: «а вдруг опять забухаю? Может, пробухаться заранее, чтоб потом не сорваться?» Налицо явная растерянность и недоверие к самому себе, что говорит как о неосознанности настроя, так и о его чрезвычайно сильном влиянии на поведение.
Силу настроя можно увидеть и на обратных примерах. Положительный  настрой способен ломать такие сильные явления, как тяга к табаку. К примеру, В.Г. Жданов рассказывал о лётчике, не выпускавшем сигарету изо рта, но во время многочасовых полётов тот легко обходился без табака. Шахтёры в забое так же обходятся без табака, но на поверхности они почти все оказываются заядлыми курильщиками. Крепко втянувшийся в потребление табака рассказывал, как за время многодневного пребывания в монастыре он даже не вспомнил о табаке, но его тут же потянуло к ларьку с сигаретами, стоило лишь покинуть монастырские стены…
Все эти и другие подобные им случаи показывают, насколько легко может смениться настрой, и как вслед за его сменой пропадают другие части явления. Однако исчезновение выраженных проявлений страсти вовсе не означает её полного угасания. Незнание этой стороны дела очень часто вводит в заблуждение, создавая видимость полного излечения.

Именно на смене настроя построены многочисленные способы быстрого «снятия» зависимостей вроде кодировки, заговоров и тому подобных приёмов. В лучшем случае все они ломают настрой,  оставляя в неприкосновенности глубинные корни явления: убеждения, программу, сложившиеся привычки, память о чувственных впечатлениях. От этих корней со временем начинают произрастать помыслы вроде: «курну всего одну сигаретку (одну затяжку сделаю)», или «выпью чуть-чуть».  Согласие с такими помыслами воссоздаёт настрой, под влиянием которого дьявольский механизм начинает вновь работать на полную мощь после употребления даже совсем небольших доз наркотика. Дело здесь не столько в количестве введённого яда и биохимических изменениях, сколько в, так сказать,  «измене на идейном уровне» — после таких действий в душе остаётся нехорошее чувство уже совершённого греха. Так чего ж теперь смущаться?
Вот и открылась широкая дорога дальнейшего падения, и здесь уже во всю начинают действовать другие включения: привычки, воспоминания, представления, идеи — всё это может привести  к появлению уже вполне осознаваемой тяги. Поэтому ни о каком «пробухаться заранее» не может быть и речи. Пройдёт похмелье, и настрой вновь вступит в свою полную силу, оставаясь, как всегда, незамеченным. К нему подтянется другая, так же малозаметная,  вражеская агентура, и вместе с настроем даст вам уже хорошо ощутимую тягу.

Как же быть? Есть в нашей жизни случаи, когда не компромисса надо искать, а биться, искореняя зло до конца.

    «Блин — я доволен. Могу сидеть за столом. Не могу выпить 100 грамм водки — это да. Но я могу выпить 30 грамм сухого вина, это тоже выход.»
Никакой это не выход, а лишь его опасная видимость. За этим «выходом» на самом деле зияет пропасть зависимости. Здесь дело не в количестве спирта, а в принципе. Допускаешь 30 грамм — в следующий раз допустишь 50… а потом почувствуешь лёгкий кайф, а значит, рассудок твой помутнится, сознание изменится, воля будет связана. Что после этого помешает тебе добавить дозу?
Но самое главное наступит на следующий день. Даже если ты будешь чувствовать себя относительно неплохо, внутри тебя словно что-то сломается. Эту «поломку» ты можешь очень долго не замечать, но в однажды ты вдруг согласишься на более серьёзную выпивку. Причём согласишься настолько легко, что даже удивишься сам себе, и всё это будет происходить на совершенно трезвую голову, без малейших признаков опьянения или похмелья, на фоне полного физического и душевного благополучия. Правда, позже удивление сменится горькой растерянностью: «Опять! Но почему!? Как же я так???» — так ты будешь терзаться, оказавшись вновь в глубоком похмелье. Секрет здесь в том, что описанный тобой опыт восстанавливает настрой на употребление алкоголя. Это важная невещественная  составляющая алкогольной зависимости называется  рядом исследователей установкой на употребление алкоголя.

p style=»text-align: justify;»>Таким образом, даже «безопасная», или, как ещё говорят, «умеренная»,  выпивка не дающая после себя никаких поводов опохмеляться, тем не менее является искрой в сухом торфе, от  которой потушенный было пожар рано или поздно разгорается вновь.  На деле выходит, что  «культурное», или «умеренное» употребление алкоголя ничуть не менее опасно, чем подзаборное пьянство. Даже более того: оно намного опаснее и вреднее, потому что создаёт настрой на употребление спиртного. А этот настрой очень легко,  совершенно незаметно и даже где-то подсознательно передаётся и окружающим по нисходящей. В семье — от старших к младшим, в коллективе — от руководителя к подчинённым, в армии – от старших командиров к младшим, в государстве – от главы государства к рядовым гражданам… В то же время наш житейский опыт показывает и обратную взаимосвязь этого тонкого психологического механизма: прекращает употреблять руководитель — сразу меняется и настрой среди подчинённых.

Дьявольский механизм с периодическим появлением и исчезновением настроя, с приступами неожиданной, труднопреодолимой тяги, очень хорошо устраняется последовательной работой по методу Шичко, искореняющей и другие части зависимости: привычки, потребности, и самое важное – идейную основу, а она-то как раз и служит  корнем явления.