Православная трезвость

ПРАВОСЛАВНАЯ ТРЕЗВОСТЬ

 

14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

(Евангелие от Луки. Глава 1)

 

   Святое Евангелие называет трезвость  добродетелью, великой перед самим Господом. Вместе с тем алкоголь  давно и прочно проник во все пласты нашей жизни, поэтому Церковь никак не может быть в стороне от этого важного общественного явления. Сложность вопроса, уходящего своими корнями в глубины тысячелетий, требует создать отдельный раздел для рассмотрения этой, очень важной и сложной, стороны дела —  отношению Православия к употреблению алкоголя. Вопросы о том, как метод Геннадия Андреевича Шичко,  учёного с секулярным мировоззрением, работавшего в самые глухие атеистические годы СССР, соотносится с Православной Церковью, раскрыты в работах «Церковь и метод Шичко» и « Основы методики Шичко»

  Итак,  добродетель трезвости вытекает из слов Евангелия, приведенных выше: отказ от вина и более крепкого изделия – сикера, идёт здесь наравне с исполнением Духом Святым,  за эти качества будущий пророк Иоанн Креститель назван великим перед самим Господом. В то же время Евангелие повествует нам о свадьбе в Кане Галилейской, где сам Господь Иисус Христос превратил воду в вино,  есть совет от апостола Павла употреблять понемногу вина, вино положительно упоминается и во многих других местах Священного Писания. Как  разобраться в этих видимых внешне противоречиях, как осмыслить их, какое решение принять? Эти сложности были разъяснены  в начале двадцатого века священномучеником митрополитом Киевским Владимиром в работе «Против нас ли абстинентов Библия».   Современный богословский труд этого направления принадлежит нашему современнику, дьякону о. Иоанну Клименко, подвизающемуся на ниве православной трезвости. Однако мы должны предупредить Вас, что для полного понимания всех вопросов связанных с православной трезвостью необходимы знания смежных областей: физиологии, химии, фармакологии, истории и других наук, поэтому наш настоятельный совет Вам – приступать к изучению православной трезвости только после усвоения   тем «Алкоголь – яд», «Алкоголь – наркотик», «Физиология человека и алкоголь».

Далее в качестве основной работы, содержащей ответы на главные вопросы православной трезвости, мы предлагаем «Церковь и вино»

Частные вопросы церковной жизни, связанные со спиртным, рассмотрены в  следующих работах:

Вино и хлеб. Понятие вина сегодня и то, что понималось под вином в древности, когда писалось Евангелие, не имеет между собой ничего общего. Откуда у нас уважение к хлебу?

Всегда ли пили на Руси.  Развенчание одного из мифов алкогольной идеи об извечном русском пьянстве.

Любят ли люди спирт. Неожиданные факты о традициях употребления алкоголя, показывающих тяжёлое внутреннее противоречие правды и ложных понятий о спиртом, которые человечество мучительно пытается решить на протяжении тысячелетий.

Иерархия ценностей. Всякая ли трезвость хороша? Место трезвости Православии.