Церковь и метод Шичко

       Наш  соотечественник, учёный-нейрофизиолог Г.А.Шичко открыл  основы зависимостей и нашёл безопасные способы избавления от них. Суть сделанных Геннадием Андреевичем  открытий сводится к  наличию в нашем сознании  ложных представлениями о табаке, и особенно — об алкоголе. Эти представления обрастают прочими образованиями, из которых в конечном счёте и складывается хорошо известная картина явления.  Распространённость  пороков пьянства и табакокурения невольно убеждает нас в их допустимости: мол, раз все пьют и курят, значит это нормально, значит, это якобы можно и мне. Примерно такое бессознательное убеждение складывается у большинства,  само же убеждение может со временем начать воплощаться в действие. Действие, то есть  употребление табака или алкоголя, вносит в эту картину наркотическую составляющую, и в итоге складывается уже вполне выраженная зависимость. При этом воля попавшего в её сети оказывается связанной, а его рассудок подвергается давлению ложного убеждения,   требующего приёма алкоголя и табака даже спустя годы после отказа от них. На это пагубное убеждение не действуют или почти не действуют  сведения о вреде наркотика, его опасности и прочих отрицательных последствиях пьянства и табакокурения.  Слаб здесь оказывается и гипноз, от которого Г.А. Шичко решительно отказался после проведенных изысканий. Избавиться от  бессознательного убеждения можно лишь сознательной работой над собой, отыскав в себе его корни, сменив ложные представления на правду:  трезвость — изначальная добродетель, а  пьянство и табакокурение — противоестественный порок. О том, как именно искоренить  вредные убеждения, речь пойдёт далее.

 

ЦЕРКОВЬ  И  МЕТОД  ШИЧКО

   Открытия Геннадия Андреевича Шичко  подтвердили древний святоотеческий опыт Православной Церкви. Будучи строго научным, метод Геннадия Андреевича должен пониматься нами как помощь от Бога, данная нам свыше, и данная, конечно же, не случайно. Вообще само понятие случайного совпадения является  уделом атеистического мировоззрения, у которого всё и везде определяет случайность: случайно трилобит выполз на сушу, случайно обезьяна взяла в руки палку… Хороша «наука», основные положения которой определяются случайно! Вот и день рождения Геннадия Андреевича Шичко совпадает с днём празднования иконы «Неупиваемая чаша». Случайно ли?

    …В древности наши предки были в основном неграмотны. Грамотой владели единицы, да и сами письменные принадлежности были большой редкостью. А теперь представим себе, как приходилось нашим предкам молиться: не иначе как по памяти, наизусть, от чистого сердца. В этом отношении неграмотный намного сильнее грамотея: молитва его всегда искренняя, идущая из глубины души, не замусоренная всевозможным информационным хламом, не отвлекающаяся на постороннее. Неграмотный отличается от грамотного какой-то превосходной нравственной силой, обострённой совестью, удивительной внутренней самодисциплиной. Я говорю это, вспоминая неграмотную сестру моего покойного деда, бывшую простой крестьянкой из северной русской губернии. Молитва такого человека несравненно сильнее наших современных молитв, совершаемых зачастую бездумно,  без всякого осмысления и нравственного чувства. Много ли проку может быть от такой молитвы?

    Вспомним учение Церкви об избавлении от страстей: молитва и пост, совершаемые человеком в полную силу своего религиозного чувства, сокрушают страсти и посильнее алкогольной или табачной. Но как быть нам, родившимся в век всеобщей грамотности? Нам, с детства запрограммированным на атеистическое мировосприятие, нам, приученным считать себя потомками обезьяны, нам, чей лукавый ум постоянно скользит по просторам информационной свалки в поисках чего-нибудь вкусненького? Нам, чьё внимание зачастую не может выдержать и нескольких минут обращения к Богу? Можем ли мы, будучи в таком состоянии духа, получить от Бога  избавление от наркотических  зависимостей?

   Но видя нашу немощь, Господь дал нам метод Шичко. Метод строго научный, органически сочетаемый с Православным вероисповеданием и вытекающий из основ христианского устроения жизни. Условно говоря, метод  зиждется на четырёх основных вопросах: «в каком случае вы употребляли спиртное?», «зачем вы это делали?», «что в этом неправильного, плохого?», и «как теперь в этом случае поступите вы?»  Отвечать на эти вопросы следует письменно, собственноручно на бумаге, перед сном. Из этих ответов складывается так называемый  дневник Шичко.

   Но ведь точно так же должна строиться и наша исповедь, если вести её должным образом. Христианин берёт свой  грех, затем он исповедуется в побуждениях, толкнувших его на грех (в методе Шичко: «зачем вы это делали?»). Далее мы раскаиваемся в содеянном, признавая скверность совершённого  поступка («что в этом неправильного, плохого?»). Исповедь завершается твёрдым решением навсегда прекратить грешить (в методе Шичко: «как в будущем вы поступите в подобном случае?»). Далее православный христианин должен принести достойные плоды покаяния, чему в дневнике Шичко соответствуют следующие за вопросами выводы,  и вытекающая из них задача  на будущее.

    Отсюда хорошо видно, что метод Шичко является по своей сути чётким, последовательным построением покаяния, изложенным в виде, необходимом современному человеку для пробоя брони маловерия и окамененного нечувствия. Рассеянность внимания и прочие свойственные нам немощи исправляются правилами ведения дневника: построением предложений, исключающих лукавство и двусмысленности; ведением дневника перед сном (православный христианин заканчивает свой день молитвой, в которой есть и краткое перечисление грехов). Утром, после пробуждения, мы возносим молитву к Богу, а метод Шичко предусматривает перечитать  написанный с вечера дневник. Представляется вполне уместным и благоразумным перечитать дневник после утренней молитвы к Господу с просьбой об избавлении от страсти винопития или табакокурения.

Теперь рассмотрим другие вопросы дневника Шичко:

  • Пребывание в компании пьющих, самочувствие и поведение в этой обстановке.

   Святоотеческое наследие учит борьбе с грехом, в том числе посредством     умного внутреннего делания, разработанного монахами-исихастами более тысячи лет назад. В случае борьбы со страстью пьянства таким деланием является твёрдый внутренний отказ от спиртного, осуществляемый путём строгого надзора над своими мыслями и чувствами. В методе Шичко этот надзор утверждается письменным ответом на данный вопрос, например: «я твёрд и спокоен среди употребляющих алкоголь»

  • Отношение к предложениям выпить, к соблазнителям и питейным ситуациям.

   Этот вопрос метода Шичко даётся для помощи в преодолении искушения. Святыми отцами Церкви заповедано заранее готовится к искушениям, продумывая ближайшее будущее. Что нам делать, как быть, когда предложат спиртное? К таким случаям надо обязательно подготовиться заранее. Письменный ответ на него становится образом будущих действий: «я легко откажусь от любого предложения спиртного». Здесь хорошо будет указать, в каком именно случае или при каких именно обстоятельствах вас ожидает  подобное предложение.

  • Отношение к случайникам, пьяницам и алкоголикам.

  Шичко никогда не осуждал пьющих, считая их обманутыми. Точно так же и Церковь предостерегает нас от осуждения заблудших, отвергая при этом сам грех,  призывая отделять личность от греха. То же по сути вы видим и у Г.А.Шичко, считавшего несправедливым ставить алкогольную зависимость в вину тому, кто подвергся влиянию ложных понятий об алкоголе.

  • Употребление спиртного в сновидениях.

    Сны с сюжетами употребления спиртного или табака говорят о том, что борьба разошлась не на шутку, ведь как установлено научными исследованиями Геннадия Андреевича, разрушение вредоносных алкогольно-табачных программ, именуемых по-церковному страстями, происходит во сне. Чрезвычайно яркие, образные сновидения с употреблением табака или спиртного, после которых просыпаешься в холодном поту и с огромным облегчением понимаешь, что это был всего лишь сон, знакомы каждому, кто боролся с пьянственной или табачной страстью. Однако при отсутствии такой борьбы эти сны бывают предвестником очередного срыва, что установлено научными наблюдениями и без участия Шичко. В обоих случаях такие сны связаны с оживлением оставшейся без удовлетворения страсти, растревоженной подобно осиному гнезду начатой с ней борьбой. Так как сновидение обычно довольно быстро забывается, эту часть дневника лучше написать сразу после сна, пока  он ещё помнится. Позднее, перед следующим отходом ко сну, сюжет сновидения полезно разобрать, поместив его в первый вопрос дневника Шичко: в каком случае люди употребляют спиртное? Вот здесь и надо описать то, что приснилось, и далее разобрать содержание сновидения, отвечая на последующие вопросы дневника так же, как и при разборе действительного случая.

   Г.А.Шичко не призывает при этом толковать сны, поскольку это удел шарлатанов и проходимцев. Однако было бы неверным оставлять совсем без внимания такие яркие проявления психической деятельности, поэтому Геннадий Андреевич и предусмотрел этот вопрос.

  • Избавление от установки на употребление спиртного и настроенность на трезвость.

   Важно отметить, что этот вопрос идёт вслед за вопросом о сновидениях. Последние могут восстановить настрой на употребление алкоголя и табака, поэтому здесь укрепляется решимость навсегда порвать с прежней страстью. Эта неотъемлемая часть покаяния излагается в методе Шичко письменно в виде отказа от идеи потребления алкоголя и возврата к естественной первоначальной трезвости: «трезвость это моё исходное естественное состояние, дающее мне свободу»

  • Программа дальнейшего отношения к алкогольным изделиям.

  Здесь есть отличие от предложений выпивки, уже рассмотренных выше. Предложения исходят извне, в то время как имеющиеся возможности для приобретения алкоголя, например, наличие денег, взывают изнутри к нашей воле, к нашему праву выбора. Таким образом, этот вопрос является продолжением очищения от греха, он закладывает следующую ступень освобождения от тенет страсти и выработку правильного отношения к спиртному: «я равнодушен к спиртному.  Я равнодушен ко всем возможностям приобретения и употребления алкоголя»

  • Алкогольные и трезвенные убеждения.

  Любой  порок  имеет противоположную ему добродетель. В Церкви пьянственной страсти противостоит  добродетель трезвости, у Шичко проалкогольным  убеждениям противостоит правда об алкоголе.

  • Степень трезвенной прояснённости сознания.

  Делая любое дело, необходимо смотреть на результаты. В деле борьбы со страстью требуется отыскивать, выявлять её подчас очень непростые ходы и личины. Этот вопрос и призывает отыскивать в своём сознании остаточные проявления, оценивать проделанную работу, смотреть, что ещё осталось не сделанным.

  • Угасание привычки к употреблению спиртного.

  Привычка является важной частью любого злого навыка. Чтобы от него избавиться, надо рассмотреть его составляющие части, а выявив их, действовать, понуждая себя к отказу от привычки, действуя противоположно прежней привычке. Такие подходы советуются Святыми отцами, в методе Шичко они прописываются на бумаге, что облегчает современному человеку борьбу с этой частью зависимости.

  • Угасание потребности в спиртном.

Ответ на этот вопрос заставляет вспомнить всю противоестественность страсти и её требований. Изложение преследуемой цели на бумаге способствует быстрому угасанию неестественной потребности, например: «я быстро теряю потребность в алкоголе»

  • Абстинентные переживания, вызванные употреблением спиртного, их проявление, выраженность и угасание.

Горьки плоды греха, и избавление от них очень мучительно. Раскаяние, признание своей немощи и взывание к Богу о помощи – вот потаённый смысл данного вопроса, удивительным образом найденного Геннадием Андреевичем.

  • Отношение к пьяным, их виду, запаху спиртного и питейным заведениям.

   Избавление от страсти немыслимо без изменения своего отношения к проявлениям этой страсти в окружающем мире. Шичко хорошо понимал эту сторону дела, включая в дневник данный вопрос.

  • Взаимоотношения с родственниками, друзьями и сослуживцами в связи с возвращением к трезвости. Ваша отрезвляющая работа с ними.

  Вот здесь особенно ярко проявило себя христианское сознание Геннадия Андреевича. Ответ на вопрос предусматривает не только поддержание нормальных отношений с окружающими, но и помощь ближним в избавлении от корней возможного порока. Здесь есть и куда более серьёзные основания: сохранившиеся у окружающих прежние неверные отношения к спиртному искажают нормальные взаимоотношения. Их отказ от идеи употребления алкоголя способствует выправлению этих  отношений.

  • Прочитанные и просмотренные противо- и проалкогольные материалы, их критическая оценка. Другая отрезвляющая работа над собой.

Здесь призывается свободная воля человека, предлагается её закалка в борьбе с мысленными искушениями, что прямо соответствует православному пониманию свободы и необходимости её сбережения. Работа над собой – совершенно необходимая часть жизни любого православного христианина.

  • Собственные новые трезвые мысли.

Православная Церковь учит не только гнать враждебные помыслы, но и приветствовать, укреплять и развивать благочестивые. Это нашло своё отражение здесь, в этом вопросе дневника Шичко. Надо с сожалением заметить, что не во всех источниках сохранился важнейший пункт дневника Шичко, посвящённый работе с мыслями.  Церковь же имеет в этом отношении богатейший опыт, изложенный в святоотеческом наследии и ждущий своего использования страждущими.

  • Оценка своего поведения за истекшие сутки.

Такая оценка делается христианином в вечернем молитвенном правиле. Метод Шичко предусматривает то же самое, лишь излагая оценку  на бумаге.

  • Программа поведения на предстоящие сутки.

Такая программа является обязательной частью как вечернего, так и утреннего молитвенного правила, установленного Православной Церковью.

   Итак, налицо полное сходство и органическое сочетание метода Шичко с правилами православной христианской жизни. Да и как могло быть иначе, если Геннадий Андреевич будучи русским по происхождению (белорусы, украинцы и русские составляют единую нацию, искусственно разделяемую в настоящее время) и родившись в 1922 году в Белоруссии, вышел из среды, имеющий тысячелетний опыт православного вероисповедания! Ведь человек в своей последующей жизни воспроизводит всё, что воспринял в детстве от окружающих. А родился Геннадий Андреевич всего лишь спустя четыре года после крушения Православной России. За такое время можно успеть поменять какие-то внешние атрибуты, но совершенно невозможно изменить дух человека. Как показала жизнь, христианская основа сознания сохранилась в  русском народе, не взирая на все 70 лет официального атеизма. Сейчас, когда нам стало известно многое,  и мы имеем возможность сравнивать и сопоставлять, становятся отчётливо видны зёрна православного мировоззрения, сохранившиеся в структурах официальной коммунистической идеологии, примером чему может служить хотя бы моральный кодекс строителя коммунизма, принятый уже под конец существования СССР. Не случайно главное направление усилий современного агитпропа – разрушить до основания эти остатки православия, позволяя сохранять и даже приумножать внешние религиозные формы.