Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/vhosts/u0615595.plsk.regruhosting.ru/soberlife.ru/wp-content/themes/porto/porto/inc/admin/ReduxCore/inc/extensions/customizer/extension_customizer.php on line 376

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/vhosts/u0615595.plsk.regruhosting.ru/soberlife.ru/wp-content/themes/porto/porto/inc/admin/ReduxCore/inc/extensions/customizer/extension_customizer.php on line 398

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/vhosts/u0615595.plsk.regruhosting.ru/soberlife.ru/wp-content/themes/porto/porto/inc/admin/ReduxCore/inc/extensions/customizer/extension_customizer.php on line 416

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/vhosts/u0615595.plsk.regruhosting.ru/soberlife.ru/wp-content/themes/porto/porto/inc/admin/ReduxCore/inc/extensions/customizer/extension_customizer.php on line 420

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/vhosts/u0615595.plsk.regruhosting.ru/soberlife.ru/wp-content/themes/porto/porto/inc/admin/ReduxCore/inc/extensions/customizer/extension_customizer.php on line 447

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/vhosts/u0615595.plsk.regruhosting.ru/soberlife.ru/wp-content/themes/porto/porto/inc/admin/ReduxCore/inc/extensions/customizer/extension_customizer.php on line 459

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/vhosts/u0615595.plsk.regruhosting.ru/soberlife.ru/wp-content/themes/porto/porto/inc/admin/ReduxCore/inc/extensions/customizer/extension_customizer.php on line 478

Warning: session_start(): Cannot start session when headers already sent in /var/www/vhosts/u0615595.plsk.regruhosting.ru/soberlife.ru/wp-content/plugins/userpro/index.php on line 35
Вино и хлеб — Трезвая жизнь

Вино и хлеб

                                                           Вино и хлеб

             Опьяняющие свойства некоторых веществ известны человечеству с глубокой древности, что  послужило причиной наделения  их сверхъестественными свойствами    в самых различных культурах и верованиях.  Изменённое сознание воспринималось как чудодействие, переход в иные миры, открытие чего-то сокровенного, поэтому  изготовление опьяняющих средств было тесно связано с религией и ритуальными обычаями, восходящими к самым древним культам. Причисление   продуктов виноделия, мёдо-,  пивоварения к высокой и священной материи издавна делало их обязательной частью важных государственных, торжественных, религиозно-политических мероприятий: например, тризны, вакханалии, праздников сева и сбора урожая, начала и середины года, празднования военных побед и других особых случаев.  Поэтому все эти напитки рассматривались не просто как пищевые, но в первую очередь как священные.  И по смыслу их применения, и в силу их древности они вызывали благоговейный трепет, почему и посягать на них было кощунством хотя бы в силу древнейшей традиции, идущей с незапамятных времён.     Получение  алкогольных изделий, начиная от пальмового вина египтян и до ставленного мёда славян или верескового эля пиктов, всегда носило особый характер, делало их священными и неприкосновенными в любом обществе,  — как в самом древнем, так и в любом позднейшем общественном строе, пришедшем на смену родовому, – и в рабовладельческом, и в феодальном.
Но особое место и по сей день занимает виноградное вино.  В древности в Средиземноморье оно почиталось особым божественным даром наряду с хлебом и елеем,  именуемым теперь оливковым маслом. Небрежение этими главными продуктами питания сурово осуждалось всеми религиями и культурами, и дошло даже до наших дней. Я хорошо помню трепетное отношение к хлебу в, казалось бы, благополучные, но совершенно глухие в смысле вероисповедания, 70-е годы. Как нас тогда учили бережному отношению к хлебу, говорили, что хлеб нельзя выбрасывать! Как учитель истории, поймав за шкирку пинавшего на перемене хлебную корку ученика, сказал ему: «а теперь подними и съешь!» Как моя неграмотная бабушка после еды аккуратно сметала крошки хлеба со стола и клала их в рот…. примеры можно продолжить, да надо полагать, что любой из нас вспомнит что-то подобное. Конечно, в советский период всё это объяснялось перенесёнными войнами, голодом, разрухой и другими пережитыми потрясениями. Но лишь теперь отчётливо  стали видны куда более далёкие корни такого трепетного отношения к хлебу:  на самом деле оно идёт с глубокой древности, восходит едва ли не к самым истокам современной человеческой цивилизации. Говоря научным языком, благоговейное отношение к хлебу впечатано в нашу генетическую память с древнейших  времён.
С точки зрения религиозной хлеб является совершенно особым даром Божиим, первой насущной материальной потребностью человека. Именно поэтому он упоминается в богослужебных текстах, в молитвословиях, в том числе и в самой главной христианской молитве — Отче наш. Помните? «Хлеб наш насущный даждь нам днесь«.
Надо сказать, что получение хлеба в древности действительно было настоящим чудом. Представьте себе те  далёкие времена: ни тебе хлебозаводов, ни централизованного снабжения продовольствием, ни машин, ни механизмов, ни электроэнергии, ни удобрений и средств защиты растений без которых немыслимо современное сельское хозяйство, ни водоснабжения с мелиорацией… ровным счётом ни — че — го. Это сейчас есть благотворительные столовые, на худой конец — мусорные баки. Тогда же ничего подобного не было и близко, а ведь человеку, в отличие от верблюда,  надо кушать каждые несколько часов!
И вот в таких условиях,  где современный человек не смог бы добыть даже огня, получение хлеба  действительно было настоящим чудом, даром с небес. Отсюда и отношение к нему было не просто как к продукту питания, а как к великому знамению свыше, свидетельству милости Божией: раз удалось получить хлеб, значит Бог не отвернулся от нас совсем, значит всё-таки Он являет нам свою милость, в том числе и посредством подачи хлеба.

    Подобное же было и в отношении вина. Его опьяняющие действие  воспринималось как отблеск рая, намёк на изначальное идеальное состояние человека, утраченное впоследствии при грехопадении первых людей. Но если хлеб — продукт можно сказать, универсальный  для подавляющего большинства  народов, то вино имело сходное значение лишь в Средиземноморье. Здесь оно так же почиталось как особое творение Божие, и так же как и хлеб, чтилось оно не в одной лишь христианской традиции.
В древности, когда не было никаких возможностей консервировать или замораживать продукты, получение вина было способом сохранения ценных питательных свойств виноградного сока, содержащего большое количество полезных и нужных для человеческого организма веществ. Образующийся в нём  при брожении спирт предотвращал порчу, закисание вина, препятствовал превращению его в уксус. Вместе с тем, ещё в глубокой древности стали известны наркотические и ядовитые свойства  содержащегося в вине алкоголя даже в весьма незначительных, по сегодняшним меркам, количествах. Это побудило относиться к вину как к совершено особому веществу, средству, требующему осторожного обращения. Поэтому для того, чтобы использовать вино в качестве пищевого продукта (как известно, голод не тётка, он заставляет думать о пропитании  в первую очередь)  требовалось разбавлять его водой, причём разведение вина в соотношении 1:1 было явно недостаточным — такое вино пили лишь опустившиеся люди, считавшиеся пьяницами. Здесь кроется и ответ на вопрос, что же подразумевалось под пьянством в Библии и творениях святых отцев древности — оказывается, это было употребление сухого вина, пополам разбавленного  водой! По нынешним меркам — просто смех!
Тем не менее в древности, когда сознание человека ещё не было  обработано агитпропом так, как оно обработано сейчас, люди разводили вино в  соотношении 3:5 и более — вот тогда из пищевого концентрата, в котором этанол играл роль консерванта и стабилизатора, вино становилось пищевым продуктом безопасным для употребления.  Кроме того, в те далёкие времена вино играло ещё одну очень важную, жизненно необходимую роль – оно использовалось для обеззараживания воды. Человеку вода ещё более необходима, чем пища, а питьевой воды в странах Средиземноморья людям не хватает и сегодня.
Таким образом, вино в древности и то, что понимается под вином сейчас — это совершенно не сопоставимые понятия. Мало того, что здесь  принципиально отличается качественный состав,  но отчётливо видна и огромная разница в целях употребления вина. Сравните: в древности — чтобы не умереть от  голода и  болезней, а что сейчас? Каковы цели употребления вина сегодня? Кто сейчас разводит его водой, кто применяет его для дезинфекции, для лечения ран?  Почему в древности сухое вино разводили водой, а сейчас поступают прямо противоположным образом, добавляя в вино спирт?
Ответ очевиден: потому что из пищевого продукта вино стало сегодня наркотическим средством, используемым не для утоления голода, а ради получения приятных ощущений: вкусовых, обонятельных, чувственных и прочих. Отсюда и соответствующие результаты: повальное пьянство, выкашивающее целые страны и  народы.